Чем мы дышим за рулем автомобиля?

Чем мы дышим за рулем автомобиля?

В последние годы в больших городах отмечен рост заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания: хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и аллергическим ринитом. Ученые-экологи и врачи связывают это с резким увеличением численности автотранспорта. Автомобиль - главный источник загрязнения природной среды. Это знает даже ребенок. Два миллиона автомобилей ежедневно выбрасывают 32 тыс. тонн вредных веществ. Но окружающая среда... кажется, это где-то далеко, за пределами лобового стекла, а здесь, в салоне, ты в полной безопасности. Отнюдь! Не тратя напрасно запугивающих фраз, пройдемся по основным источникам опасности автомобиля. Разобраться в этом мне помогла технический директор ООО "Экология жизненного пространства" Савина Светлана Александровна.

Салон

Здоровью водителя приносят вред не только загрязненный воздух улицы, попадающий в салон через вентиляционную систему, но и вещества, выделяющиеся из материалов и предметов, находящихся непосредственно внутри автомобиля. Поэтому при покупке нужно интересоваться не только внешней красотой нового авто, но и составом его внутренней обивки и панелей, а также внимательно читать этикетки при покупке средств по уходу за автомобилем, автокосметики.
 
Наиболее распространенные вещества, выделяющиеся из полимерных материалов отделки салона - фенол, формальдегид, ксилол, растворители и другие летучие соединения, входящие в состав красок, лаков, эмалей, клеев. К сожалению, в машинах не указывают полный состав отделочных материалов и красок, используемых для салона, поэтому "сюрпризов" бывает много: фенол в отделке и наполнителе сидений, ароматические углеводороды, ксилол и толуол от лакокрасочных материалов, ароматические соединения от искусственной кожи салона, альдегиды, амины, ацетон, хлориды от синтетических тканей.

Выбирая машину, надо проверить ее на наличие резких запахов и их накопление в салоне. Желательно посидеть в закрытой машине с включенным и выключенным двигателем, потом проветрить салон и проследить время накопления запаха. Если через 15-20 минут после проветривания запах снова стал сильным, то, скорее всего, материалы отделки салона не очень качественные.

Важно выбирать качественные средства для ухода за автомобилем. Следует обратить внимание на те виды жидкостей, испарения которых могут попадать в салон, например на стеклоомывающую жидкость.  Из-за недостаточного контроля за составом данных жидкостей в них часто присутствует метанол. В виде паров он вызывает раздражение слизистых оболочек, головокружение, боли и даже судороги. Поэтому необходимо проверять состав на этикетке и избегать метанолсодержащих жидкостей. С 2000 года производство стеклоомывающих жидкостей на основе метанола запрещено. Лучше использовать жидкости на основе этанола, они менее токсичны. Жидкости на основе изопропанола часто имеют очень сильную отдушку для перебивания ацетонового запаха изопропанола.

Во избежание ядовитых выбросов важно правильно хранить средства "автогигиены": неприкрытые крышки канистр могут повышать концентрации вредных веществ в воздухе салона в несколько раз.

Тормоза придумал трус?
В процессе торможения тормозные колодки выделяют в атмосферу целый "букет" вредных химических веществ и пыли: медь, ванадий, цинк, молибден, никель и хром. А вдыхание асбеста, также входящего в состав колодок, нередко приводит к раковым заболеваниям. Не менее опасен и свинец, используемый в производстве фрикционных накладок. Но больше всего вредит здоровью человека фенол, выделяющийся в момент продолжительного или резкого торможения из раскаленных колодок, когда температура диска и колодок достигает восьмисот градусов. Для того, чтобы все эти вредные испарения не просачивались внутрь машины, придумали фильтры. Они действительно помогают, но только при полной герметизации салона от наружного воздуха. Частота замены фильтров –зависит от их технических характеристик.

Некоторые полагают, что такие чудеса техники, как кондиционер и ионизатор, очищают салонный воздух. Заблуждение! Кондиционер просто охлаждает поступающий в него воздух, это может быть воздух салона или воздух улицы со всеми примесями.

А ионизатор воздуха в машине лучше вообще не использовать. Ионизация загрязненного воздуха – дополнительный вред здоровью! Из простых, менее вредных веществ под влиянием ионизации образуются сложные, более вредные. Полезен только ионизированный чистый воздух. А разве он может оказаться в машине?

Не тяни резину!

Но все-таки главным "поставщиком" канцерогенов в окружающую среду - кто бы мог подумать! - являются не выхлопные газы, как принято считать, а шины от автомобилей. Вообще-то шины и резиновые комплектующие детали сами по себе не представляют опасности. Однако от износа шин на поверхности дорог и рядом с ними оседает большое количество пыли, губящей наши легкие, да и другие органы тоже. Около 60% частиц, образующихся при износе протектора шин и попадающих в воздух, легко проникают в дыхательные пути и вызывают аллергические реакции, бронхиальную астму, а при контакте со слизистой оболочкой и кожей - конъюнктивит, ринит и крапивницу.

При торможении автомобильные шины тоже выделяют губящие человеческое здоровье продукты: бензол, ксилол, стирол, толуол; сероуглерод, формальдегид, фенолы; окислы серы и другие токсические вещества со сложными и пугающими названиями. До 120 вредных для живых организмов веществ. А теперь представь: в таком городе, как Москва, в атмосферу выбрасывается несколько сотен тонн шинной пыли в час, в основном оседающей на автомагистралях и вблизи них.

Мелкая резиновая пыль долго сохраняется на поверхности дорожного покрытия и на почве. В сухую погоду она поднимается в воздух и летит прямиком в наши органы дыхания – решили ли мы пешком прогуляться по обочине МКАДа или же захотели проехать на машине. Кстати, такая шинная пыль остается в организме надолго.

Количество образующейся шинной пыли также зависит не только от качества шин, но и от правильной регулировки ходовой части автомобиля, манеры вождения, соблюдения правил эксплуатации и др. Значительно меньше шинной пыли образуется при равномерном износе протектора.
  
Проведенные исследования показывают, что одним из значимых источников нежелательных процессов является сопротивление качению шин. При старении шин количество пыли увеличивается.

Чище едешь – дальше будешь?

Покупая жидкость стеклоомывателя, внимательно посмотри на этикетку: в составе не должно быть метанола (известного в народе как метиловый спирт)! Это опасное ядовитое вещество, поэтому с недавнего времени, как уже говорилось ранее, оно запрещено Минздравом к применению в России. При вдыхании паров метанола возникают раздражение слизистых оболочек, головокружение, боли, судороги. При приеме внутрь он вызывает тяжелое, угрожающее жизни отравление, а те, кто остается в живых, могут потерять зрение из-за поражения зрительного нерва.

Оказывается, большинство низкозамерзающих жидкостей для омывателей стекол автомобилей, изготавливается на базе метилового спирта! Недобросовестные производители просто не указывают на этикетке его присутствие. Содержание метанола может достигать 30%  объема жидкости. Дело в том, что зачастую производители выпускают эти жидкости по собственным технологиям из наиболее доступного сырья. Если заведомо безвредные продукты тебе по каким-то причинам недоступны, лучше уж заполнить бачок омывателя "коктейлем" из дешевой водки и любого моющего средства.


Автор:Тарас Дудка

Похожие записи

ОСАГО: как обманывают страховщики?

Обжулить доверчивых автомобилистах желают многие: на городских улицах работают профессиональные «подставлялы», в автосервисах - нечистые на руку механики, на заправках - «прикормленные» заправщики. К этому списку можно отважно приплюсовать и некоторые страховые компании, которые в любой...

Как надо проверять свой автомобиль в салоне

Разыскал некое методическое пособие по процессу получения нового авто в салоне. Читать всем, хоть и отдает паранойей, но к вниманию получить можно. 1. Сверить данные из ПТС (Паспорт Технического Средства) с реальными, тщательно выверив каждую букву: a. VIN; b. Номер кузова (идентичен...

Платные бесплатные парковки

Для простого автомобилиста в крупном мегаполисе, все автомобильные парковки делятся на две группы: платные и бесплатные. Однако у мошенников мышление работает кот наплакал по-другому, поэтому они придумали новый вид стоянок — платные бесплатные парковки. Суть в том, что на обычных...

Оставить отзыв