Сборы в прокате

Сборы в прокате С услугой автопроката большинство москвичей познакомились за границей. Сегодня машину легко одолжить и дома. Однако московские автопрокаты не всегда работают по-европейски.

Прокат автомобилей в Москве возник еще в середине прошлого века. Идею выдвинул Никита Хрущев после посещения США в 1959 году. Там слишком много личных автомобилей, рассудил генсек, а советский человек, если уж ему надо ехать куда-то непременно за рулем, пусть лучше берет общественную машину. Советский автопрокат просуществовал несколько лет, после чего был признан неэффективной услугой и закрыт. Существовала, кстати, и другая, неофициальная версия - мол, прокаты закрылись потому, что граждане брали машины по большей части с одной целью: снять с автомобиля новые дефицитные запчасти, а взамен поставить старые. Даже если это и не так, звучит правдоподобно.

Новейшая история автоаренды в России началась в середине 1990-х. Побочный бизнес затеяла компания «Рольф», а вслед за ней - и другие крупные продавцы автомобилей. Согласно исследованиям агентства ABARUS Market Research, московский рынок автопроката в последние годы растет ежегодно на 20-30%, и в 2005 году клиенты заплатили за аренду автомобилей уже более $40 млн.

Можно было бы сказать, что с прокатными колесами дела у нас не хуже чем в Париже: в Москве открылись представительства таких лидеров мирового автопроката, как Hertz, Avis, Europcar. Однако, как отмечается в другом исследовании- проведенном «Росбизнесконсалтингом» (РБК) по заказу компании Dollar Thrifty,- многие проблемы с прокатом автомобилей в Москве до сих пор не решены. Одним из главных факторов, тормозящих рынок, эксперты назвали «низкую известность услуги в России». А еще - «отсутствие достаточного числа квалифицированных кадров» и «неразвитость инфраструктуры пунктов проката». Кроме того, отметили аналитики, иностранцы, которые в любом зарубежном автопрокате делают значительную долю кассы, боятся ездить по московским дорогам. Если берут машину напрокат - то с водителем. Да и мало у нас иностранных туристов по сравнению с европейскими турпотоками.

Поэтому, по прогнозам специалистов, такими темпами, как в прошлые годы, рынок прокатных услуг расти уже не будет (прогноз см. на стр. 27). «Насыщение наступило, и серьезной динамики ждать не приходится»,- говорит ИП советник президента Ассоциации прокатных компаний Михаил Юдин. В такой ситуации прокатчикам придется конкурировать или снижая цену услуги, или повышая ее качество. Это касается не только тех, кто дает за деньги покататься на иномарках, но и владельцев прокатного парка российских автомобилей.

Наши марки

В Москве сдается напрокат чуть больше 2 тыс. машин отечественного производства. И примерно столько же иномарок. Однако минимум половина иномарок находится, по данным РБК, в пользовании корпоративных клиентов, среди которых прокатчиками наиболее любимы гостиницы: они свой автопарк не заводят, а берут автомобили в аренду, чтобы затем сдавать в субаренду.

Что касается физических лиц - 70% общего числа желающих взять машину напрокат спрашивают отечественную продукцию. «Большинство потенциальных арендаторов в первую очередь смотрят на цены,- объясняет Михаил Юдин.- Аренда нашей машины в среднем вдвое дешевле, чем иностранной».

В первую очередь, конечно, речь идет о ВАЗах. Причем самыми популярными остаются дешевейшие «пятерки» и «шестерки». Предложения арендовать другие отечественные автомобили (например «31-ю» «Волгу» за 1 тыс. руб. в сутки в компании «Скарлет») очень редки.

Первыми прокат отечественных машин в Москве наладили «Элекс-полюс» и «Инком-авто», крупнейшие вазовские дилеры. Они остаются лидерами и по сей день. «Клиентская база нашей компании - 40 тыс. человек»,- гордится глава «Элекс-полюса» Юрий Львов. Впрочем, признается бизнесмен, клиентов могло быть и больше, если бы арендаторы, желающие сэкономить, не обращали внимания на мелкие компании. Там ту же «Ладу» можно взять дешевле. Например, «Элекс-полюс» предлагает востребованную «девятку» за 900 руб. в сутки (подробнее о ценах см. таблицы), а в небольшой компании Vita Auto ее отдадут за 750 руб. За счет уменьшения суточной цены на 100-150 руб. свои куски пирога у «стариков» откусывают все новые компании, сдающие в аренду наши машины.

Впрочем, замечает Юрий Львов, даже когда речь идет о прокате отечественных машин, нехорошо снижать цены за счет ухудшения качества услуги. «Наши две сотни машин регулярно проходят техническое обслуживание, и клиент знает, что автомобиль всегда будет предоставлен ему чистым, без неисправностей»,- подчеркивает директор «Элекс-полюса». Не все мелкие компании, по его мнению, могут поддерживать высокий уровень обслуживания. И редко когда небольшие прокатчики предлагают, как лидеры рынка, весь спектр услуг - например, они не могут доставить автомобиль в аэропорт или, наоборот, отогнать машину из аэропорта, если у клиента перед отлетом нет времени возвращать ее в офис (такая услуга в разных прокатах стоит $20-40). Наконец, в мелких компаниях в отличие от крупных не всегда можно заказать автомобиль и дополнительные услуги через интернет.

В остальном же «Лады» остаются «Ладами» - даже если взять машину с магнитолой, за которую прокаты, как правило, просят дополнительно 50 руб. в сутки. Западные прокатчики, которые пришли в Россию, с этими машинами не связываются.

Как в Европе

Согласно исследованиям РБК о прокате иномарок в Москве, сегодня прокатные компании останавливают свой выбор на европейских (преимущественно немецких) и американских автомобилях - корейские и японские марки пока представлены в меньшей степени (соотношение автомобильных брэндов разных стран - на стр. 29). Это неудивительно: в бюджетном сегменте пока «рулит» АвтоВАЗ, а тому, кто на его продукцию не сядет по принципиальным соображениям, часто недостаточно и «корейца».

Прочность позиции российского автопрома в прокате обеспечивается не только низкими ценами. К эксплуатации иномарок прокатчики, как правило, предъявляют гораздо более жесткие требования. Например, не разрешают ездить по бездорожью - это отдельно записывается в договоре (что касается внедорожников, их численность в прокатном парке очень невелика).

При приемке дорогого автомобиля его в обязательном порядке поднимают и осматривают снизу. Если увидят следы от камней и царапины - ущерб оплатит арендатор.

Единственная транснациональная корпорация, которая сама занимается прокатным бизнесом в Москве,- компания Hertz. Остальные крупнейшие европейские операторы rent-a-car - Europcar, Budget, Avis, Sixt - работают по франчайзинговым соглашениям с российскими компаниями. Например, Europcar - с холдингом «Гема», Sixt - с «Автолайном», а под брэнд Dollar Thrifty в 2005 году «ушел» один из пионеров отрасли - «Рольф-прокат».

Каждая из таких компаний предлагает клиентам самый широкий модельный ряд - как правило, есть широкие возможности выбора не только марки и класса, но также цвета и комплектации. Самые бюджетные предложения начинаются с $50 (цена суточной аренды Hyundai Getz в Dollar Thrifty), однако куда больше предложений в пределах $70-75 (Mitsubishi Lancer в Dollar Thrifty, компактные Nissan, Ford в Hertz и т. д.). Несколько дороже - от $100 - автомобили уровня Audi A4, Ford Mondeo, WW Passat и Volvo S60. Следующая ступенька - около $200 - «одноклассники» Audi A6. В последних фильмах много видно.

Страница 1 из 3 1 2 3 >


Автор:Тарас Дудка

Похожие записи

Нетривиальные автоподставы

Автоподстава — это вид аферы, при котором преступник подстраивает ДТП так, подобно тому как бы его виновником является жертва, после чего, с помощью запугиваний, угроз и уговоров жертву заставляют не обращаться в дорожно-транспортную инспекцию и не активизировать страхового агента для...

Талантливый актер облапошил покупателей иномарок

В столице задержан мошенник, который лгал потенциальных покупателей дорогих иномарок. Человек по газете объявлений находил желающих купить подержанные машины, звонил и предлагал их за небольшую сумму. На встречу приезжал недурственно одетым и на автомобиле, взятом в прокате. Когда клиент...

Календарь автовладельца

Чтобы машина всегда была «в тонусе», нужно регулярно проводить ТО - техническое обслуживание. Дилеры представляют его, как правило, каждый год. Но добросовестные автовладельцы этим не ограничиваются и устраивают самостоятельные осмотры. Что когда проверить, а что и заменить, смотрите в...

Оставить отзыв