Классификация по основным признакам:
- вязкость и температурные свойства;
- область применения;
- уровень эксплуатационных свойств;
- наличие или отсутствие энергосберегающих свойств.
Международные классификаторы:
SAE
Одной из самых распространенных систем классификации масел стала SAE (Society of Automotive Engineers - Американская ассоциация автомобильных инженеров).
Классификация SAE J300
Зимние классы масел (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) имеют в обозначении букву "W" (начальная буква в английском слове "Winter" - зима).
Летние классы масел (20, 30, 40, 50 и 60).
Всесезонные масла, обладающие одновременно свойствами как зимних, так и летних классов масел, имеют двойное обозначение, например: SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т.д.
Трансмиссионные масла, имеющие класс вязкости, превышающий SAE 60.
* Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масел, относящихся к нему.
Международные классификаторы:
API
Основополагающей характеристикой моторных масел является их классификация по эксплуатационным свойствам API (American Petroleum Institute - Американский институт нефтепродуктов). API и его европейский аналог ACEA (Association des Constructeurs Europeens de L"Automobile - Ассоциация европейских производителей автомобилей) разработали систему классификации, позволяющую подобрать сорт масла, соответствующий "возрасту" автомобиля и типу его двигателя.
По классификации API моторные масла подразделяются на две категории:
- "S" (Service) - масла для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов;
- "C" (Commercial) - масла для дизелей автотранспортных средств, промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.
Универсальные масла, которые могут использоваться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей, имеют обозначения обеих категорий.
API сертифицирует моторные масла семи классов: SH и SJ категории "Service" и CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4 категории "Commercial", но на рынке еще встречаются масла классов SF, SE, SG, CC, CD, CE (в том числе универсальные SF/CC, SG/CD, SG/CE и т.п.).
С 1996 года главной стала Ассоциация европейских производителей автомобилей ACEA, а бензиновые и дизельные моторные масла стали делиться на три категории - для самых мощных двигателей, для средних и для тихоходных (А1, А2, А3 - бензиновые двигатели, B1, B2, B3 - дизельные). А индекс "96" соответствует году принятия стандарта.
Самой последней группой символов, которые можно встретить на этикетке моторного масла, являются EC I и EC II. Они относятся к термину Energy Conservation (сохранение энергии) и обеспечивают экономию топлива до 1,5 и 2,5% соответственно.
Предупреждение
Рассмотренные классификации содержат базовые, фундаментальные требования к моторным маслам, согласованные и принятые ведущими производителями техники. Многие фирмы, однако, пользуются своим правом дополнять базовые требования классификаций собственными требованиями, которые обусловлены спецификой конструкции двигателей, использованием редко применяемых конструкционных материалов и др. Такие дополнительные требования излагают в фирменных спецификациях моторных масел, выполнение их проверяется специальными фирменными методами испытаний в двигателях, выпускаемых данной фирмой.
Источник:
https://www.carsjapan.ru/